Правильно выбрать раму велосипеда — одна из важнейших задач при покупке «двухколесного друга». Именно от этого параметра во многом зависит уровень комфорта и длительность велосипедных прогулок. В этой статье мы расскажем о разновидностях велосипедных рам, о материалах, из которых они изготавливаются, а также о том, как подобрать для себя наиболее удобную раму.
Образно говоря, велосипед состоит из рамы, колес, руля и педалей (в данном случае мы не рассматриваем систему, тормоза и прочий обвес). Рама является основой для велосипеда, его «скелетом», на котором держатся другие части «тела». Несмотря на то, что она выглядит самой простой частью, выбрать раму велосипеда не так просто.
Рамы для велосипедов делятся на несколько групп, исходя из назначения велосипеда. Классический городской велосипед имеет либо закрытый тип рамы (мужской), либо открытый (женский). Закрытый тип представляет собой каркас из так называемых двух треугольников - переднего и заднего. Мужской эта рама называется потому, что имеет верхнюю трубу, препятствующую езде в платьях или юбках. Женская рама верхней трубки не имеет, а нижняя трубка изогнута для наиболее комфортной посадки. Открытый тип рамы требует более тяжелых материалов (сталь), поэтому в горных велосипедах он не применяется.
Складные рамы предусматривают наличие одного шарнира, который позволяет либо совсем разобрать велосипед, либо сложить его пополам для наиболее удобной транспортировки или хранения.
Детские рамы отличаются упрощенной конструкцией, легким весом и прочностью.
Одним из важных параметров при выборе велосипеда является размер рамы. Размер рамы - это размер ее трубки от подседельного штыря до центра каретки (крепления педалей). Существуют специальные формулы, которые позволяют вычислить оптимальный размер под каждого человека, но даже ориентируясь на базовые параметры, вы можете подобрать для себя оптимальный велосипед.
Размер рамы в дюймах | Ваш рост в см | Размер рамы в см | Размер рамы, условн.ед. | Обозначение |
---|---|---|---|---|
13" | 130 - 145 | 33 | XS (XSmall) | Минимальный |
14" | 135 - 155 | 35,6 | XS (XSmall) | Минимальный |
15" | 145 - 160 | 38,1 | S (Small) | Малый |
16" | 150 - 165 | 40,6 | S (Small) | Малый |
17" | 156 - 170 | 43,2 | M (Meduim) | Средний |
18" | 165 - 178 | 45,7 | M (Meduim) | Средний |
19" | 170 - 180 | 48,3 | L (Large) | Большой |
20" | 178 - 185 | 50,8 | L (Large) | Большой |
21" | 180 - 190 | 53,3 | XL (XLarge) | Очень большой |
22" | 185 - 195 | 55,9 | XL (XLarge) | Очень большой |
23" | 190 - 200 | 58,4 | XXL (XLarge) | Максимальный |
24" | 195 - 210 | 61 | XXL (XLarge) | Максимальный |
Стоит помнить о том, что каждая модель велосипеда (независимо от его цены) выпускается в нескольких размерах рамы. И если в одном магазине нет понравившейся вам модели с нужным размером рамы, то следует сходить в другой магазин.
Рама для велосипедов изготавливается из различных материалов, которые подбираются исходя из назначения двухколесного транспортного средства.
Самые простые и дешевые модели велосипедов комплектуются стальной рамой (Hi-ten). Основные достоинства такой рамы - высокая прочность и низкая стоимость. Однако ее большой вес часто перекрывает все положительные моменты. Рамы из низкоуглеродистой стали хороши для женских и складных велосипедов, а также для тех велосипедистов, которые собираются в дальнюю дорогу. Ведь сталь - самый ремонтопригодный материал.
Вторая по тяжести - хромо-молибденовая стальная рама (Cro-moly, Cr-mol). Она так же прочна и устойчива, но весит меньше стальной.
Велосипеды из среднего ценового диапазона ($500 - 1000) обычно комплектуются алюминиевой рамой (Alu). Несмотря на то, что прочностные характеристики у алюминия меньше, его малый вес играет огромную роль. Алюминиевая рама обладает высокой жесткостью, что позволяет увеличивать КПД велосипедиста. На таких велосипедах легче разгоняться, а также покорять горки. К недостаткам алюминиевых рам можно отнести высокую тряскость (все неровности дороги передаются велосипедисту), низкий срок «жизни» рам и высокую разрушаемость «без предупреждения», велосипедист с малым весом будет чувствовать себя на такой раме некомфортно.
Титановые рамы (Ti) весят на 40% меньше, чем стальные, однако по прочности ничем им не уступают, зато существенно уступают в жесткости (т.е. титановая труба будет прогибаться в два раза больше, чем стальная). Плюсами рамы из титана являются: мягкость при езде, хорошее поглощение неровностей дороги, отсутствие коррозии. Отрицательный момент - сложность в обработке и высокая стоимость.
Карбоновые рамы (углепластик) существенно легче алюминиевых, а различные виды углепластика могут потягаться в жесткости со стальными рамами (в три раза превышает жесткость стали и в семь ее прочность). Однако карбон еще менее долговечен, чем алюминий, и используется в велосипедах для соревнований, но не для тренировок.
Однако прежде чем окончательно выбрать раму велосипеда, обратите внимание на производителя рамы. У хорошего производителя стальная рама будет стоить дороже алюминиевой рамы от неизвестного мастера.
Классическая рама «Диамант» состоит из двух треугольников, образованных пятью трубами различной толщины и диаметра. Она была сконструирована более ста лет назад и используется в настоящее время практически без изменений. Верхняя и нижняя трубы образуют рулевой угол, средняя труба определяет размер рамы и в соединении с верхней трубой образует подседельный угол. Две задние трубы служат для крепления заднего колеса.
Итак, сделаем некоторые выводы:
МЫ ПРИНИМАЕМ К ОПЛАТЕ: | |
Строительство и проектирование домов | Производство и установка окон | Строительные смеси для всех видов отделочных работ | Портативные октанометры |